О музее

История   развития   «Музея истории школы № 83»

Название  — “Музей истории школы № 83”

Профиль музея — краеведческий (прежде всего история школы, города)

Музей расположен в помещении площадью 44 квадратных метров. Все стены используются для экспонатов, стендов и витрин.

С первых лет существования  нашей школы,  коллектив  занимался музейной педагогикой. Музейное дело развивалось при активном участии  Асиновского С.Р. Коняева И.С., Савельевой В.М., Король Т.Б., Жукова Е.А., Хватова Б.С. и других учителей. Сначала это была Ленинская комната.

Ленинская комната   обновлялась трижды — 60-х, 70-х, 80-х годах.  Совет ЛК и активисты работали над биографией В.И.Ленина. Оформляли экспозиции, проводили экскурсии, вели активную поисковую работу, переписывались с  музеями им. В.И.Ленина в СССР, школой в Горках, Ульяновске и т.п.В экспозиции ЛК представлены: альбомы и стенды о жизни и деятельности  В.И.Ленина и его соратников, макет квартиры в Горках и шалаша в  Разливе.  В 80- годы шесть стендов ЛК посвящены теме «Идеи Ленина живут и побеждают» и построены на сравнительных материалах дореволюционного и современного состояния Коми края (экономика, культура, здравоохранение). Поисковые задания, которые выполняли классные коллективы, рассказывают о жизни нашего города и края.

До сих пор сохранились некоторые материалы того периода: письма, альбомы, фотографии, планы работы, отчеты и выступления на тематических мероприятиях.

В 1975 году  дополнительно к Ленинской комнате открыта  Комната боевой славы.

Для Комнаты боевой славы в новом здании нашей школы по ул. Советской  д. 12А   выделено специальное помещение, где силами школьного коллектива в 1975 году торжественно к юбилею Победы открылась первая  экспозиция. Наряду с оформленными сменными стендами, в экспозиции представлены фрагменты оружия, обмундирования, личных вещей солдат советской армии времен Великой Отечественной войны, земли с Мамаева кургана. Все это было привезено из похода по полям боевой славы учеников нашей школы под руководством учителя школы и ветерана войны Коняева Ивана Сергеевича. В дар от родителей учащихся  в фонд  Комнаты боевой славы поступили газеты времен Великой Отечественной войны («Пионерская правда»,  “Правда”,  «Гудок»), листовки. Помещение было оформлено художником  Печорского историко-краеведческого музея Ивановым Б.Б.  Постоянным эмоциональным центром Комнаты стала задняя стена, на которой находится барельеф «Скорбь о погибших» — скорбная символическая фигура человека, который напоминает о погибших в Великой отечественной войне.  На боковых стенах, разделяя стенды и витрины, под углом к стене расположены щиты, на которых   изображены этапы  истории СССР и Советской  армии: портрет В.И.Ленина в полный рост, фигуры солдат   Красной армии,    времен Великой Отечественной войны, 70-х годов.

30 января 1988 года (в дни празднования 40-летнего юбилея школы) на базе Комнаты боевой славы открылся Школьный музей «Покаяние». Начался новый этап в развитии школьного музейного дела, связанный с учителем русского языка и литературы  Хватовым Борисом Степановичем.

Благодаря его деятельности  на базе Комнаты боевой славы организовался школьный краеведческий музей, который получил название «Покаяние» и статус музея. Сначала предполагалось, что вся деятельность активистов музея будет направлена на изучение истории родной школы. Но в момент подготовки экспозиции к 40-летию школы, стало ясно, что без истории Печорлага говорить о прошлом нашей школы сложно.  Школу №1 на станции Печора открыли в 1942 году, как начальную (первый выпуск 10 класса в 1948 году). Станция значилась поселком при сталинских лагерях и судьбы, как учеников, так и учителей напрямую связана с годами репрессий. Поэтому параллельно с экспозицией «История школы» создавалась и экспозиция «История Печорлага». Позднее,  на базе поисковых материалов активистов музея, была создана экспозиция «Печорский десант».

Так сформировалось основная тема  музея — Печорлаг. Двадцать лет (с1988 по 2008 ) активисты музея под руководством Б.С. Хватова разрабатывая эту тему, ходили в походы по местам  расположения поселений репрессированных,  занимаясь фотодокументированием и  поисками  экспонатов. Благодаря этой работе, музей располагает уникальными экспонатами: документы, воспоминания, аудио и видеозаписи бесед с бывшими узниками, есть фотографии и слайды, видеофильмы, связанные с Печорлагом; шесть  уникальных акварелей художника В.Паршина, написанные в 1945-48 гг., когда он был узником Печорлага.  Экспонатом музея является «буржуйка» (Завод им. Л.М. Кагановича, 1940 г), привезенная учениками школы из похода (Джинтуй).

Руководитель и активисты музея – участники поисковой группы принимали участие в тематических слетах, конференциях, конкурсах исторических работ, днях памяти жертв политических репрессий.

В 2001 году активисты музея участвовали в первом республиканском слете старшеклассников, где защищали проект работы музея по теме «Уроки прошлого».

На базе музея проводились городские и республиканские краеведческие конференции. Ссылки на работу музея есть в книгах «Служим отечеству» (к 80-летию госбезопасности РК, в книге В.С. Пашининой «Печорский десант». Доклад Б.С. Хватова на региональной научной конференции в 2000 вошел в сборник «Политическое репрессии в России». Фотографии из фондов музея использованы в мартирологе «Покаяние»,  в книге В.С.Пашининой «Печорский десант», сборнике «Вглядываясь в прошлое» (Печора: Печорское время, 2009). Съемка фильма о Печорском десанте республиканской киностудией частично проводилась в нашем музее с участием Б.С.Хватова. Хватов Б.С.и активисты-поисковики регулярно награждались дипломами, благодарственными письмами.

С 2001 года школьный музея является филиалом Печорского историко-краеведческого музея.

На протяжении десятилетий музейная педагогика  оказывает большое влияние на развитие творческих способностей учащихся,  воспитывает чувство патриотизма к малой родине. Детский коллектив постоянно обновляется, поэтому воспитание патриотизма в подрастающем поколении   одна из приоритетных задач современного образования.

Патриотическая работа в школе №83  осуществляется по единому школьному плану, комплексно, объединяя все составные части школьной жизни: урок, внеклассную, кружковую, экскурсионную, поисковую и научную работу, музейную деятельность.

Главная цель сегодняшнего дня

через историю школы, ее традиции, судьбы выпускников и учителей, звучит история родного города и страны.

Главная задача  — знакомство учащихся с историей школы и города  через классные часы и экскурсии в музей, воспитание чувства гордости за свою школу и ощущения причастности к истории города. В дальнейшем музей планирует продолжать активную работу в этом направлении, а также пополнять  уже существующие и создавать новые экспозиции музея.

Основные формы работы музея:

  • пополнение фондов музея,
  • создание и хранение экспозиций и выставок,
  • тематические экскурсии,
  • использование материалов музея в учебной деятельности.

В настоящее время в музее оформлены три  постоянно действующие экспозиции: «Школьная планета», «Летопись Печоры», «Реликвии   войны». По материалам экспозиций проводятся беседы-экскурсии для учащихся 2-11 классов. Посетить наш музей может любой желающий (в т.ч. ученики из других школ города и района).
Работа по сбору материала проводится постоянно.

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если   его экспозицию и фонды будут широко использоваться  в учебно-воспитательном процессе.  Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс.

В практике нашей школы сложились следующие её виды:

— учебная экскурсия в музее;

— урок-экскурсия в музее;

— использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

— демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

— подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее.

Таким образом, представлены:

— поисковая и научно-исследовательская деятельность (обучающее-развивающая);

— экскурсионно-просветительская работа (обучающая деятельность);

— пропаганда в области гражданско-патриотического воспитания (воспитательная);

— развитие творческих способностей (развивающая, творческая).

Состав фондов Музея истории школы

  1. Здание школы 1967 года постройки
  2. Фотоальбомы с историческими изображениями города Печора
  3. Рукописные фотоальбомы-дневники детских походов
  4. Фотографии школьной жизни с конца 40-х годов. В т.ч. Фотографии выпусков с 1948 года. Фотографии учительского коллектива школы
  5. Документальное видео, CD и DVD из  истории  школы и города
  6. Биографии и анкеты учителей-ветеранов
  7. Материалы о деятельности пионерской организации. Символика пионерского движения, в т.ч. Знамена дружины разных лет, знамя комсомольской организации
  8. Поздравительные адреса, письма, телеграммы, подарки, поделки учеников и учителей
  9. Грамоты разного происхождения в т. ч. Спортивные с 1950 года. Спортивные кубки школы.
  10. Буржуйка из барака Печлага 1940 г.
  11. Акварели, рисунки учителей школы, бывших репрессированных
  12. Канцелярские принадлежности советской школы
  13. Книги, учебники 40-х, 50-х годов
  14. Стенды с изображением солдат Красной армии разного периода
  15. Барельеф «Скорбь о погибших»
  16. Оформленные материалы поисково-исследовательской деятельности
  17. Книги почета учителей и классных коллективов советского периода с фотографиями
  18. Рапорты классных коллективов к празднику «За честь школы» разных лет
  19. Фрагменты оружия и личных предметов солдат времен Великой Отечественной
  20. Юбилейные медали ветерана Великой Отечественной
  21. Стенды с постоянными и сменными экспозициями

Все экспонаты за редким исключением (копии некоторых фотографий) подлинные.
Сложно выделить из состава музейного фонда наиболее значимое – ценно все, что используется в  просветительской деятельности, а это большая часть экспонатов.

С 2009 года начался новый этап в развитии школьного музея.  Длительное время прошлое нашей школы изучалась преимущественно с позиций ГУЛАГа (школа возникла в условиях Печорлага, с ним связана ее начальная история, прошедшая  сквозь судьбы учеников и работников школы). Очень многое осталось неосвещенным, забытым. Коллективом школы принято решение изменить  направление поисковой и исследовательской деятельности музея.  Теперь это   история школы, ее выпускников и учителей.  Мы стремимся к тому, чтобы    наш музей помог  учащимся глубже понять   страницы истории нашей Родины, узнать историю родного города, школы, судьбы замечательных людей, связанных с Печорой и нашей школой.

Филиппенкова Ольга Борисовна, руководитель школьного музея